Резиновые шланги (рукава)

Резиновые (дюритовые) шланги (рукава) служат для передачи горюче-смазочных материалов, жидкостей и сжатых газов, а также используются в металлических трубопроводах как соединительные элементы. Изготов­ляются они обычно из трех слоев резины и промежуточ­ного слоя прорезиненной ткани.

Типы шлангов (рукавов) в зависимости от их назна­чения и характера заполняемой рабочей жидкости или газа, а также их работоспособность при различных тем — ■ пературных условиях приведены в табл. 4.18.

Таблица 4.18

Тип

шланга

Рабочая жидкость или газ. для которого предназначен шланг

Температура, при кото­рой сохраняется работо­способность, °С

У

АМГ-10, масло МВП и спирто­глицериновая смесь; топливо Т-1,

От —55 до +100

ТС-1, Т-2 и бензин; трансформа­торное масло и масло „Велосит“

м

Масло МК-22, МС-20 и др.

От —40 до +100

в

Воздух

От —55 до +55

В зависимости от назначения и условий работы про­мышленностью выпускаются два вида дюритовых шлан­гов:

— с нитяными оплетками по МХП ТУ 1707—58 для низкого и среднего давлений (от 15 до 100 кГ/см2);

— с металлическими оплетками по МХП ТУ 1515— 56 для высокого давления (от 100 до 250 кГ/см2).

Все рукава подразделяются на семь конструктивных групп по ТУ 1707—58 и на две группы по ТУ 1515—56.

В процессе эксплуатации гибкие шланги устанавли­ваются на самолетах таким образом, чтобы в разном по­ложении • агрегата они свободно прогибались. Радиус изгибов шлангов должен быть не менее трех диаметров сечения шланга, а минимально допустимые радиусы

Минимально допустимые радйусы изгибов рукавов

Внутренний диа­метр рукава, мм

Радиус изгибов рукавов (в ми) для групп

1-, 2- и 4-й

5- и 7-й

3-й

6-й

3—6

20

50

5—7

40

55

8

9-10

60

75

100

140

12—14

80

120

150

15—16

100

140

180

18

140

150

200

20

170

150

160

210

22

180

180

220

25

200

200

230

27—28

250

200

240

30—32

250

35—38

300

40—42

350

■ —

45

400

48—51

500

54

550

58

600

65

700

• ‘

изгибов рукавов должны соответствовать размерам, при­веденным в табл. 4.19.

Перед установкой на самолет шланги проверяются. на герметичность под давлением, равным 1,25 р$аб, в те­чение 5 мин (рРаб — максимальное давление, при кото­ром работает шланг в системе).

При установке шлангов руководствуются следующи­ми правилами: •

— при монтаже не допускаются скручивания, натяг, смятие и резкие перегибы шлангов, особенно вблизи заделки их в наконечники;

— касание шлангов о детали конструкции самолета, особенно о детали, которые в процессе эксплуатации на­греваются, не допускается;

— для предохранения от повреждений шланги об­шиваются дерматином;

•— устанавливать гибкие шланги с неудовлетвори­тельной заделкой в наконечнике запрещается.

Если гибкие шланги монтируются на самолете при температуре ниже —30° С, то их предварительно подо­гревают в теплом помещении во избежание повреждений внутренних слоев шланга при изгибах. . .

При установке шлангов на самолет следят за тем, чтобы рабочие жидкости и газы и температурные пре­делы работоспособности соответствовали техническим условиям. Рабочее* давление в системе не должно быть выше указанного в маркировке шланга (рукава).

Вновь установленные шланги обязательно проверя­ются на герметичность в течение 8—10 мин при работа­ющих системах, т. е. под рабочим давлением.

‘■ При осмотрах самолетов рекомендуется тщательно проверять состояние гибких шлангов, заделку нако­нечников штуцера и их герметичность, нет ли расслое­ния гибких шлангов, выползания шланга из наконечни­ка, не свернуты ли наконечники. Свертывание наконеч­ников гибких шлангов определяется по смещению меток, нанесенных на шланг и наконечник белой или красной краской.

При обнаружении на шлангах с нитяной оплеткой повреждений в виде порывов и потертостей до проволоч­ной спирали, выступания проволочной спирали из-под тканевой оплетки, смятия накидных гаек, трещин на гайках, ниппелях и манжетах наконечников, вытяжки в местах заделки и свертывания наконечников, течи рабочей жидкости по телу шланга и в заделке, шланги рекомендуется заменить. • *

Шланги с наружным резиновым слоем, имеющие повреждения в виде порезов, порывов, отслаивания и выпучивания, а также течь рабочей жидкости по телу шланга и в заделке, к эксплуатации не допускаются.

В процессе хранения и эксплуатации под воздейст­вием. света, тепла и озона на наружном резиновом слое рукавов появляются трещины в виде поверхностной мел­кой сетки, которые с течением времени увеличиваются, распространяясь на всю глубину наружного резинового слоя. Шланги, имеющие на наружном резиновом слое сетку трещин глубиной до металлической оплетки, счи­таются исправными и допускаются к дальнейшей экс­плуатации. • • • : • •

— Србк службы шлангам устанавливается на основа­нии результатов исследования их технического состоя-

ния. Но независимо от срока службы они подлежат за­мене при обнаружении на них следующих дефектов:

— потертостей, порывов и других повреждений внеш­него резинового (тканевого) слоя;

— отслаивания и выпучивания (вздутия) резинового слоя;

— трещин и вмятин на деталях наконечников;

— выхода рукавов из заделки в наконечники;

— деформации рукава и наконечников (смятия ру­кава и скручивания граней гаек и ниппелей);

— выступания нитей оплетки из-под внешнего слоя;

— течи или отпотевания жидкости (травления воз­духа) по телу рукава или в месте заделки его в нако­нечники.

При обнаружении отпотевания шлангов в заделке рукава в наконечники при низких температурах необ­ходимо прежде всего убедиться, не является ли это отпотевание результатом временной потери резиной эла­стичных свойств. Такой дефект может исчезнуть после предварительного подогрева шлангов теплым воздухом от подогревателя и при запуске двигателя.